25 декабря 12:23
размер шрифта: [увеличить] [уменьшить]
|
Британское высшее образование, как известно, высоко ценится во всем мире. Но также ни для кого не секрет, что университет университету рознь. Даже в Британии. Казалось бы, об этом красноречиво говорят ежегодно составляемые рейтинги. Но вот беда: рейтинги принято ругать – они якобы не дают истинной картины вещей. И вправду, есть показатели, которые ни в каких рейтингах не учитываются и, тем не менее, существенно влияют на качество обучения. Сегодня, когда британское образование дорожает не по дням, а по часам, особенно остро встает вопрос: где все-таки учиться? Бытует, в частности, мнение, что чем университет «старше», чем основательнее традиции, тем выше качество преподавания. Недаром же Оксфорд и Кембридж неизменно возглавляют большинство рейтинговых таблиц. Но, во-первых, «Оксбридж» – это совсем особый мир, уж больно эти классические университеты непохожи на остальные. Во-вторых, любому школьнику понятно, что прикладные специальности, такие как бизнес, экономика, строительство, информатика, дизайн, изучать предпочтительно в более современных и более приспособленных к сегодняшнему рынку труда вузах. А недавно выяснилось, что есть аспекты, по которым новые, существующие «без году неделю» университеты, дадут фору своим более почтенным коллегам.
Старички и новички
Создание университетов в Британии шло волнами. Первая, условно говоря, началась в XII веке и растянулась на несколько столетий: за Оксфордом последовали Кембридж (XIII век), Сент-Андрус, Глазго, Абердин (XV век), Эдинбург (XVI век) – и тут все закончилось на долгие триста лет. Следующая волна – это уже век девятнадцатый: появляются «краснокирпичные» университеты, подспорья для местной промышленности (Манчестер, Лидс, Бирмингем, Шеффилд и др.). После Первой мировой войны и этого стало мало, возникает плеяда университетов, прозванных, с легкой руки драматурга Джона Осборна, белокафельными: Редингский, Экзетерский, Саутгемптонский, Гулльский и Лестерский. Там тоже обучают инженеров, «технарей» для промышленных предприятий. Следующий этап – 60-е годы прошлого века: право присуждать учебные степени, и, следовательно, статус университетов и прозвище «стеклянных» получили колледжи Суссекса, Бата, Лафборо, Эссекса и другие. Наконец, последняя волна – 90-е годы, когда целый ряд колледжей и институтов был «чохом» преобразован в университеты. Эти, безотносительно к архитектурным особенностям, называют просто новыми. Понятно, что поначалу вчерашние колледжи — скромные местные университеты с ярко выраженной прикладной направленностью — действительно не могли тягаться с «классиками». Но с течением времени возникали новые кафедры и факультеты, совершенствовалось преподавание и исследовательская база, приходили крупные ученые – и в результате в последнем рейтинге «стеклянные» Лафборо, Уорик и Бат далеко обогнали старинные Глазго и Абердин. И, похоже, гибкость и динамичность «новичков» сегодня в большей цене, чем основательность и традиции «стариков».
Час пишем, три на ум пошло
Об этом свидетельствует опрос, недавно проведенный HEPI – британским Институтом политики в высшем образовании. Авторы не ставили себе задачи выявить «победителей»: те выявились сами собой. Целью опроса было, в первую очередь, определить, сколько учится студент, чтобы получить ту или иную специальность. Такое исследование проводилось в Британии впервые. И обнаружились удивительные вещи. Одна и та же степень, при одном и том же сроке и стоимости обучения, в разных вузах может требовать совершенно разной учебной нагрузки. Еще раз подчеркнем: речь идет о студентах одной специальности – ведь понятно, что будущий медик или инженер должен провести в лаборатории гораздо больше часов, чем будущий юрист или филолог – в лекционном зале. В Британии нет единой государственной программы высшего образования. Каждый университет волен составлять предметные курсы на свое усмотрение, определяя в том числе и количество аудиторных часов. И вот авторы исследования, опросившие более 25 тыс. студентов, пришли к выводу, что школяры, изучающие медицину и стоматологию, имеют учебную нагрузку от 29 до 45 часов в неделю, в зависимости от университета. Нагрузка биологов «гуляет» от 19 до 43 часов в неделю, а историки тратят на занятия от 17,5 до 32 часов. Тут-то и выяснилось, что студенты новых университетов проводят в аудиториях, лабораториях и библиотеках гораздо больше времени, чем их коллеги из вузов, созданных до 1992 года. К тому же «новички» имеют тенденцию включать в программы гораздо больше семинаров и занятий в маленьких группах, так что интенсивность занятий тоже оказывается выше. Так, согласно опросу, в городе Шеффилде студент-биолог из нового университета Sheffield Hallam (1992 год основания, 80-е место в рейтинге 2007) учится в среднем 28,4 часа в неделю, тогда как в известнейшем Шеффилдском университете (1904 год основания, 24 место в рейтинге) – 23,6 часов. С другой стороны, те же биологи в Университете Центрального Ланкашира (72 место в рейтинге) получают всего 19,1 час преподавания в неделю. Зато в Кембридже эта цифра равна 43,7, а в Оксфорде – 35. Надо сказать, Оксфорд с Кембриджем и тут вне конкуренции. Учебная нагрузка оксонианцев и кантабрианцев выше, чем в прочих вузах, а система тьюториалов, при которой студенты занимаются в группах в три-четыре человека, а то и индивидуально, обеспечивает не только большое количество, но и высокое качество занятий. Такой невероятный разнобой в программах привел авторов исследования к закономерному вопросу: что же такое степень в британском университете, если ее получение требует совершенно разных усилий? Тем более что попутно всплыл еще один факт: в некоторых университетах присуждается гораздо больше степеней с отличием, чем в других. Что же там – студенты способнее, или учатся они больше? Нет, отвечает беспристрастная статистика, ни вступительные требования, ни учебная нагрузка на это не влияет. А что влияет – одному Богу известно.
«Профессор, садись, двойка»
Неужели надежность британских степеней под сомнением? Конечно, нет, заверяют авторы. И все-таки возникают вопросы… Да, вопросы, которые задаются студентам. А студенты отвечают: нет, не ожидали мы такого от своей альма матер! Вот в новых университетах 92% семинаров ведут преподаватели, имеющие ученую степень. А в старых – всего 70%. Даже Оксфорд и Кембридж, как выясняется, перепоручают значительную часть семинаров и тьюториалов аспирантам и докторантам. В особенности по таким предметам, как бизнес, информатика, социальные науки, — “остепененные” преподаватели ведут по ним не более половины семинаров. Конечно, может быть, и не так плохо, когда современные прикладные дисциплины ведут молодые и задорные аспиранты-энтузиасты. Да вот только студентам, а заодно и их родителям, не всегда нравится, когда вместо маститых профессоров на кафедру поднимаются “мальчишки” и “девчонки”. Особенно когда они почти полностью заменяют «настоящих» преподавателей. А высший преподавательский состав тем временем во всю занимается научными исследованиями. Конечно, университетская наука – дело похвальное, но не в ущерб же преподаванию! Да только в 2008 году британские вузы ждет общенациональная проверка исследовательской деятельности — Research Assessment Exercise (RAE). И маловероятно, что администрация в преддверии этого события заинтересована в переключении профессоров с научных штудий на лекции и семинары. Да ладно бы одни штудии! Гораздо хуже, что преподавателям приходится постоянно заниматься отчетностью и прочей «бумажной волокитой». До студентов ли тут? Позор прогульщикам! Оптимальной нагрузкой по предмету, согласно опросу студентов, оказалось 24 часа в неделю: те, кто учится больше и кто учится меньше, одинаково недовольны, правда, по разным причинам. Хотя студентов волнует не столько количество занятий, сколько их качество. На вопрос, куда должны идти дополнительные деньги, получаемые вузами в результате повышения платы за обучение, большинство ответило: на то, чтобы уменьшить учебные группы, усовершенствовать библиотеки и лаборатории. А не на то, чтобы увеличить количество часов или построить новые спортивные сооружения в кампусе. Правда, о повышении заработной платы преподавателям они тоже как-то не подумали… Студенты, конечно, не ангелы. И, возможно, не на все вопросы ответили искренне… В частности, на вопрос о прогулах: если верить ответам, в британских вузах почти стопроцентная посещаемость. Больше всего «сачков» среди изучающих информатику (13%) и бизнес (11%). Меньше всего – среди будущих педагогов (2%), чего и следовало ожидать – негоже учителю сбегать с лекций. Весьма добросовестными оказались (или показались) также те, чья специальность связана с медициной: будущие врачи, стоматологи, ветеринары, медсестры. И, конечно, юноши не так прилежны, как девушки: за домашними заданиями и самостоятельной работой они проводят в среднем 12 часов в неделю, а прогуливают 10% занятий. У прекрасного пола эти показатели составляют соответственно 12 часов и 7%. А в общем и целом миф о “студентах-лентяях” был поколеблен: 93% студиозусов исправно ходит в университет.
Что делать и кто виноват
На важнейший вопрос, насколько соответствует университет их ожиданиям, только 11% студентов заявило, что все оказалось хуже, чем они предполагали. Однако 40% ответило: “В чем-то хуже, в чем-то лучше”. Так что более половины респондентов хоть в чем-то да разочарованы. Как правило, увы, именно в преподавании. И каждый пятый обвинил информационные проспекты своего университета в наличии недостоверных, вводящих в заблуждение сведений. Касательно соотношения «цена – качество», 16% опрошенных отозвалось о своем учебном курсе как о плохом или очень плохом. А среди иностранных студентов (не из Европейского союза) процент недовольных составил 30%. Напомним, что иностранцы платят за обучение намного больше, чем англичане и студенты из стран ЕС. «И тут нужно бить тревогу, — комментируют авторы исследования. – Соотношение «цена –качество» можно оптимизировать, понизив цену или повысив качество. И если мы этого не сделаем, то убьем курицу, несущую золотые яйца, которой являются для нас иностранные студенты». И вправду, иностранцы приносят вузам гораздо большую прибыль, чем финансирование по итогам пресловутого RAE, которое составляет всего 7,5% доходов. Вполне естественно, что довольны результатами исследования только представители новых университетов. «Мораль для студентов и их родителей ясна: хочешь получить хорошее образование – поступай в новый университет», — говорит Майкл Дрисколл, ректор Университета Мидлсекс. Прочие авторитеты от образования высказываются разноречиво. Некоторые, например, считают, что качество образования вовсе не зависит от учебной нагрузки, а ропщущие иностранцы просто недостаточно адаптировались к чужой культуре и учебным методам. «Мы не должны делать из этого исследования скоропалительные выводы о несоответствии степеней», — предупреждает Пол Рамсден, глава Академии высшего образования, кстати, финансировавшей опрос. Но, как полагает Уэс Стритинг, вице-президент Национального союза студентов, если в ближайшее время в университетах ничего не изменится, процент недовольных соотношением «цена – качество» будет «расти, расти и расти». Так что, похоже, британское высшее образование ждут перемены. К лучшему…
Источник: aboutstudy.ru/
Другие статьи : 18:04 Знание иностранного языка — значение при трудойстройстве Ни для кого не секрет, что сегодня знание иностранного языка является одним из основных критериев при трудоустройстве, а также служит конкурентным преимуществом.
14:11 Какие языки изучать наиболее перспективно
По прогнозам специалистов, через 50 лет китайский язык, несмотря на свою сложность, может стать международным.
06:25 Образовательные технологии будущего
Давно признано, что классические модели образования во взрослой аудитории неэффективны. Работающий человек является носителем практического опыта и знаний, и он как никто другой знаком с проблемами современного бизнеса.
06:25 Не поступившие в вуз начнут карьеру..
Состояние рынка труда как никогда этому благоприятствует. Чтобы увеличить свои шансы, стоит пройти краткосрочные курсы повышения квалификации.
07:39 MBA: востребованность бизнес-образования работодателями
В описаниях вакансий сегодня часто можно встретить строчку \»желательно наличие бизнес-образования\» или даже более конкретное требование к кандидату – \»наличие степени MBA бизнес-школы из рейтинга 20 лучших программ мира\».
Великобритания — фоторепортажи |
[смотреть все фоторепортажи] |